
Закон о коллекторской деятельности, который вступил в силу в России с января 2017 года, заметно повлиял на работу коллекторов. Появились критерии, по которым каждый гражданин может оставить жалобу на их действия, а государственные службы в свою очередь установили работу по привлечению недобросовестных специалистов к ответственности.
Большая часть банков и микрофинансовых организаций (МФО) работают, придерживаясь закона, но, к сожалению, существуют и те, которые использут «черные» методы. Это, безусловно, отражается на репутации организации и последствия могут быть серьезными. За деятельностью работой взыскателей долга следят такие организации, как:
- - НАПКА-Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств. В случае недобросовестной работы взыскателей долга, вы можете смело обращаться в НАПКА. Оставить жалобу можно на сайте, специалисты проконтролируют работу указанного агентства, выявят нарушения и примут меры.
- - ФССП. За нарушения приставы могут оштрафовать организацию на сумму до 200 тысяч рублей, а также лишить права работать и исключить из реестра.
- - Суд. Если коллекторы причинили вам моральный или материальный вред, то вам следует составить и подать исковое заявление.
- - Полиция. При применении запрещенных методов (угрозы, оскорбления, физическая сила) можно привлечь коллекторов к уголовной ответственности.
- - Если Ваши персональные данные при взыскани были переданы без вашего согласия в кредитном договоре, вы можете обратиться в Роспотребнадзор.
- - В случае, если бездействуют такие органы, как полиция и ФССП, жалобу можно писать в прокуратуру.
Самый главный вопрос, как общаться с коллекторами? На что они имеют и не имеют права? Ниже предоставим вам несколько советов.
1.Попросите предоставить вам документы, на основании которых ваш долг был передан в коллекторское агентство, а также документы, подтверждающие их полномочия.
2.Скажите, что хотите проверить на сайте службы судебных приставов, включена ли их организация в реестр организаций, которые занимаются взысканием.
3.Скажите, что отправили почтой заявление о предоставлении расчетов по кредиту. Так, до получения детальной информации общаться – не имеет смысла.
4.Не подписывайте никаких бумаг!
5.Не общайтесь с коллектором, если не получали и не подписывали официальное уведомление о продаже или передаче вашего долга!
6.Не общайтесь анонимно! Просите коллекторов представляться, предъявлять документы при личной встрече.
7. Не оправдывайтесь перед коллектором и не объясняйте причины, вследствие которых вы не можете погасить долг!
8.Фиксируйте общение с коллекторами на диктофон или камеру смартфона. Предупредите оппонента об использовании диктофона. Записывайте телефонные разговоры с коллекторами. Сохраняйте абсолютно все сообщения, которые приходят от коллекторов. Фиксируйте, как время звонков коллекторов, так и время поступления сообщений.
9. Спросите у коллектора о сумме вашего долга.
10.При общении с вами в неурочные часы (в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов) подайте жалобу в Службу судебных приставов. Если вашу жалобу удовлетворят, то вы сможете взыскать с коллекторов моральный вред.
11.Если звонят вашим близким, отзовите право использовать ваши персональные данные.
12.Если коллекторы угрожают вам и вашим близким, то напишите заявления в полицию, прокуратуру, суд, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), Роскомнадзор. Пусть кредитор знает, что вы обратились в полицию в Роспотребнадзор или в Службу судебных приставов.
13.Описывать имущество могут только судебные приставы.
14.Если вы сделали хотя бы один платеж по кредиту, то вас не привлекут к уголовной ответственности.
15.Если коллектор требует деньги наличными – это вымогательство или злоупотребление служебными полномочиями.
16.Никакой личной информации. Разговаривать нужной четко, официально и уверенно, не давать им вывести вас из себя.